Информационная система "Конференции"



Международная конфереция "Тоталитарные секты и демократическое государство"

9-11 ноября 2004 года, Новосибирск, Россия

Тезисы докладов


Деятельность правительства Австрии в области противодействия культам

Грисс Ф.

вице-президент FECRIS - официального консультанта Совета Европы по вопросам деструктивных культов и организаций (Австрия)

Деятельность правительства Австрии в области противодействия культам

 

Уже в 60-х гг. прошлого века правительство Австрии осознавало, что деятельность деструктивных культов может быть весьма опасной, особенно для молодежи. Федеральный министр Гертруда Фрилих-Сандтнер создала в этой области первую межминистерскую комиссию, в 1977 г.  при ее содействии была организована <Ассоциация сохранения духовных свобод>, позже переименованная в GSK (<Общество против опасных сект и культов>), кроме того, она участвовала в  подготовке первой брошюры по данному вопросу. В 1987 г. было выпущено второе издание этой брошюры под названием <Религия молодежи, психо-культы, движения гуру>. В этой брошюре как особо активные в Австрии перечисляются следующие движения: Церковь Объединения, Сайентология, Багван, ISKCON, Дети Бога, EST, Новый Акрополь, а также гуру-движения Миссия Божественного Огня, Шри Чинмой, Сурат Шабд Йога (Сант Мат),  Эканкар и Сахайя Йога. Представители сайентологического движения обвинили двух министров, которые написали предисловие к этой брошюре - Г-жу Хильду Олисек (министерство образования, искусства и спорта) и Г-жу Марилиз Флеминг (министерство охраны окружающей среды, защиты молодежи и семьи) в намеренном искажении информации. Министры не проиграли судебного дела, однако служащим их департаментов пришлось так упорно трудиться, чтобы представить доказательства, что энтузиазм министров в деле борьбы с культами на некоторое время поутих.

 

В сентябре 1991 г. в немецком Бундестаге прошло слушание по вопросам в области культов, я сделал копии выступлений участников и раздал их членам Парламента и федеральным министрам, после этого у нас родилась идея провести аналогичное слушание и в Парламенте Австрии, которое и состоялось 27 января 1993 г. От имени GSK я подготовил письмо к членам Парламента, в котором разъяснял всю важность данного вопроса. На этом слушании на вопросы членов Парламента и общественных деятелей отвечали пятеро экспертов (в число которых входили 2 психиатра, 1 психолог - профессор университета Доктор Бригитта Роллет, которая в настоящее время возглавляет GSK, и 2 представителя от католической и протестантской церквей). Полученная информация произвела на аудиторию глубокое впечатление, и в результате комитет Парламента по вопросам семьи подготовил резолюцию, которая в июле 1994 г.была единогласно принята Националратом (первой палатой Парламента). Эта резолюция включала пять пунктов, суть которых сводилась к следующему: 1. правительство должно создать межминистерскую комиссию, 2. правительство должно подготовить и выпустить по данному вопросу брошюру, 3. правительство должно оказывать поддержку просвещению  в данной области, 4. правительство должно оказывать поддержку уже существующим организациям, противодействующим культам, 5. правительство должно тщательно изучить положения соответствующих законов.

 

6 ноября 1996 г. федеральный министр Мартин Бартенштейн (департамент охраны окружающей среды, защиты молодежи и семьи) представил новую брошюру <Культы - Знание защищает!>. Резонанс в СМИ был невероятен. Второе издание этой брошюры в 1999 г. разошлось тиражом в 400 000. В ней приводится перечень следующих 23 групп, которые, по мнению представителей консультативных организаций, имеют огромное влияние в Австрии. Однако подчеркивается, что этот перечень далеко не исчерпывающий.

 

Гуру-движения: Брахма Кумарис, Миссия Божественного Огня/Элан Витал, Центр Божественного Огня, Эканкар, ISKCON, Голософическое Общество (особенно Тхакар Сингх), Осхо, Сахайя Йога, Сай Баба, Шри Чинмой, Трансцендентальная Медитация.

 

Психо-группы: Лэндмарк Эдьюкейшн, Сайентология, Центр экспериментального формирования общества, связанный с немецким движением Секспис.

 

Движения нового откровения: Фиат Люкс, Универсальная Жизнь.

 

Группы христианского направления: Семья (Дети Бога), Движение Объединения, Свидетели Иеговы.

 

Прочие группы: Европейская Партия Труда (связана с Линдоном ЛаРушем), Гуманистическая Партия (основанная Марио Луисом Родригесом Кобозом, также известным как <Сило>), Новый Акрополь, Сока Гаккай.

 

Кроме того, в брошюре доходчиво объясняется механизм осуществления контроля над разумом человека, приводится список необходимой литературы и указываются адреса консультационных центров.

 

Второе издание брошюры разъясняет положения законов, регулирующих деятельность религиозных групп.

 

Закон о <религиозных конфессиональных ассоциациях> от 10.1.1998 г. В соответствии с требованиями этого закона в 1999 г.  были зарегистрированы следующие группы: Бахаи, Баптистская Церковь, Евангелисты, Кристенгеменшафт (связанная с Антропософией), Пятидесятники, Индуисты, Свидетели Иеговы, Адвентисты Седьмого Дня, Коптская православная церковь.

 

Эти группы не имеют каких-либо привилегий, они просто зарегистрированы. Данный закон был необходим, так как <обычный> закон об ассоциациях неприменим к религиозным группам. Разница состоит и в том, что делами обычных ассоциаций занимается федеральное министерство внутренних дел, в то время как делами религиозных групп ведает федеральное министерство образования, науки и культуры.

 

Примечателен тот факт, что пункт 5 этого закона содержат два признака, наличие которых - основание в отказе в регистрации: использование психического воздействия для <обращения> людей и нанесение психологического вреда детям. Возможно, эти признаки непросто выделить, но это шаг в правильном направлении. Однако попытка ввести уголовное наказание за упомянутые действия потерпела неудачу.

 

Очевидным недостатком этого закона является то, что он объединяет в одну группу очень разные организации. Примечателен тот факт, что Свидетели Иеговы, зарегистрированные как <религиозная конфессиональная ассоциация>, тем не менее, упоминается в брошюре. Это означает, что сам факт регистрации не мешает государству предостерегать людей относительно деятельности группы.

 

Вновь появившимся группам сначала нужно подать заявление на получение статуса <религиозной конфессиональной ассоциации>, и лишь 10 лет спустя после получения этого статуса, они могут подать заявление о получении другого статуса в соответствии с другим законом (см. внизу). Это, конечно, лишь способ отсрочить присвоение статуса группе, которую государство по той или иной причине не хочет видеть церковной или религиозной ассоциацией.

 

Закон о признании церквей и религиозных обществ, существующий с 1874 г., претерпел изменения в той части, что касается необходимого количества членов и т.д. Согласно этому закону ранее было признано 12  церквей и религиозных ассоциаций:

Старая Католическая Церковь, АрмянскаяАпостольская Церковь, Протестантская церковь, Греко-Восточная Церковь (которая включает большинство Православных Церквей), Сообщество Исламской Веры, Религиозное Сообщество Израэлитов,Католическая Церковь, Церковь Святых Последнего Дня (Мормоны), Церковь Методистов, Новоапостольская Церковь, Буддистское Религиозное Общество, Сирийская Православная Церковь.

 

В марте 2003 г. австрийский Националрат единогласно признал церковью и Коптскую Православную Церковь.

 

Чтобы получить официальное признание по этому закону организации должны отвечать более жестким требованиям, чем организации первой группы, и их деятельность должна идти во благо обществу. (Очевидно, что содержание больниц, уход за пожилыми людьми и забота об исторических монументах большим образом удовлетворяют этому критерию, чем раздача на улицах брошюрок об Армагеддоне). Признанные организации получают такие льготы как поддержка религиозного образования, время на радио и телевидении и освобождение от налогов при ведении некоммерческой деятельности.

 

Что касается этого закона, он также имеет недостаток, который заключается в том, что группы весьма различного вида он ставит на один уровень. Но иногда тому есть исторические причины.

 

Другой закон, подготовленный федеральным министерством по охране окружающей среды, защите молодежи и семьи предусматривал создание с 1 сентября 1998 г. федерального органа по вопросам сект (Бундестелль). Первым и до сих пор действующим главой этого органа является Г-н Герман Мюллер, который около 10 лет работал в GSK, что позволило добиться оптимального взаимодействия этих структур. В отличие от французской организации MILS (сейчас MIVILUDES) Бундестелль консультирует и заинтересованных физических лиц.

 

Деятельность Бундестелль дважды тщательно проверялась парламентским комитетом по вопросам семьи и была  признана весьма полезной.

 

Одновременно с этим департамент школьной психологии министерства образования (министерство возглавляется Г-жой Элизабет Гехрер) создал <полуофициальный> комитет, состоящий из государственных служащих различных департаментов, представителей церквей и заинтересованных родственников (включая меня), с целью обсудить защиту от культов. В результате были подготовлены брошюры <Сообщество может быть опасным> для раздачи школьникам и соответствующие материалы для учителей, а также издана книга <Мир не делится только на черное и белое>.

 

Смена правительства Австрии в феврале 2000 г. не изменила его отношения к вопросу о защите от культов, в этой области у партий не было разногласий. Однако этим вопросом стало заниматься новое федеральное министерство социальной безопасности, в настоящее время возглавляемое Г-ном Гербертом Оптом. После реорганизации правительства в апреле 2003 г.  непосредственную ответственность по этому вопросу несет госсекретарь Г-жа Урсула Обнер.

 

В прошлом году приступил к работе официальный межминистерский комитет, состоящий исключительно из госслужащих. Пока о его деятельности официальных данных нет.

 

Минусом является то, что интерес СМИ к проблеме культов ослабел, частично из-за того, что как медиа-компании, так и физические лица проиграли несколько дел в судах и потеряли свои деньги. Это формирует у общественности обманчивое впечатление о том, что культы не представляют собой проблемы. Судьи, государственные представители и преподаватели права, как правило, не имеют информации о сути вопроса и склонны защищать права религиозных меньшинств. Служащие органов социальной защиты также не знают о психологическом и социальном вреде, который могут нанести деструктивные культы. Служащие Бундестелль и прочих организаций, занимающихся вопросами культов, вынуждены демонстрировать <нейтральность>, возможно, и для того, чтобы избежать обвинений со стороны США и международных организаций. Некоторым самостоятельным организациям, занимающихся вопросами культов, выдаются госсубсидии, но есть опасения, что в будущем они могут прекратиться.

 

Новой проблемой, как, наверное, и везде стало то, что все труднее стало различать культы и эзотерические группы, а наша консультационная деятельность затрагивает и последние.

 

Следует упомянуть и о роли церквей. И у католической, и у протестантской церквей уже давно есть консультанты по вопросам культов, которые содействуют организации самостоятельных групп, состоящих из родственников жертв культов и бывших членов культов. По началу некоторые из них смотрели на проблему через <теологические очки>, но позже они довольно много узнали и о психологическом и социальном аспектах проблемы. Поскольку церковное сообщество Австрии функционирует в благоприятном климате, мы достигли неплохого взаимодействия по этому вопросу между церквями меньшинств, основными церквями, государством и самостоятельными организациями. Взаимодействие между специалистами стран, говорящими на немецком языке, всегда было хорошим, и сейчас знаменитая сеть Kluge объединяет около 200 человек, работающих в данной области.

 

В будущем наша основная цель - это сохранение следующих свобод, содержание которых я цитирую из пресс-релиза Томаса Гандоу из <Комитета граждан Европы и Америки по защите прав человека и религиозных свобод>.

 

  1. Свобода каждого высказываться о религиозном или каком-либо другом опыте, полученном в любой организации, церкви или культе.
  2. Свобода любого члена любой организации, церкви или культа, религиозного или какого-либо другого, покинуть эту организацию, церковь или культ, не опасаясь угроз или преследований.
  3. Недопустимость использования материалов религиозными или психотерапевтическими организациями, полученных в ходе осуществления религиозных практик или духовного консультирования, в целях давления на человека. Такие материалы не могут быть использованы в печати, судебных тяжбах или для шантажа.
  4. Недопустимость преследования по законодательству об авторских правах. Это законодательство не должно использоваться против членов каких-либо организаций, которые аргументируют свои позиции, цитируя <церковную или духовную литературу> или другие тексты, имеющие отношение к этой организации.
  5. Применение наказания, предусмотренного законом, за мошенничество, психическое и физическое давление, скрытого под маской <религии>.
  6. Отмена налоговых льгот и освобождений для секретных религиозных или каких-либо других организаций. Обнародование секретных соглашений, заключенных в прошлом между такими организациями и налоговыми органами.

 

27 июля 2004 г

Фридрих Грисс

 

 

 

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]

© 1996-2004, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2004, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
    Дата последней модификации: 06-Jul-2012 (11:45:20)