Лекции для школьников в рамках Дня российской науки

12 февраля в лицее №130 имени академика М.А. Лаврентьева в рамках Дня российской науки для 8-го информационно-технологического класса, созданного по инициативе и при поддержке ФИЦ ИВТ, состоялась лекция старшего научного сотрудника ФИЦ ИВТ Ольги Юрьевны Кожемякиной.

Название лекции «Positive? Negative? Neutral? Эмоции, текст, наука» отражало тему: задача анализа и классификации текстов по тональности востребована и актуальна не только как представляющая интерес для ученых, но и как практически значимая для широкого круга сфер деятельности, от проведения маркетинговых исследований до отслеживания финансовых рынков. Рост потребности обработки все большего количества информации на естественном языке выводит задачу анализа и классификации текстов, в том числе по тональности, на одно из первых мест в кругу актуальных для ученых задач. Сотрудники ФИЦ ИВТ занимаются системами анализа текстов, разработкой и усовершенствованием модулей, отвечающих за классификацию текстов, участвуют в проектах, связанных с анализом извлекаемой из текстов информации, поэтому тема лекции была выбрана не случайно.

На лекции были рассмотрены методы классификации текстов, сложности, возникающие в процессе анализа, более подробно описаны методы машинного обучения, используемые для обработки текстов на естественном языке. Немного сложная для 8-х классов математика – вектор признаков, векторная модель текста, расчет так называемого веса термина и N-граммы – не испугала восьмиклассников, которые активно участвовали, отвечали на наводящие вопросы и высказывали свои мысли и догадки.

Мероприятие продолжилось в IT-лаборатории лицея, где под руководством преподавателя лицея Андрея Геннадьевича Минака, ученики информационно-технологического класса сами попробовали на практике применить только что полученные знания. Модуль TextBlob для Python является одним из самых простых способов выполнить NLP–обработку естественного языка. Предложенные Андреем Геннадьевичем предложения ребята анализировали с помощью TextBlob и получали по каждому предложению результаты анализа тональности. Теория получила поддержку на практике и для учащихся информационно-технологического класса подобные мероприятия несомненно необходимы для расширения представления об информационных технологиях и их применении в широком круге задач, связанных с различными областями как науки, так и человеческой деятельности.


Старший научный сотрудник ФИЦ ИВТ к.филол.н Ольга Юрьевна Кожемякина
делает доклад для учеников лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева.